Если ваши сотрудники работают с проблемами и скрывают их возникновение, то вы имеете нулевой уровень вовлеченности и доверия. Такое состояние не даст вам возможность удачно реализовать проект. Здесь нам необходимо, в первую очередь, повысить уровень доверия через уход от системы наказания, которая, как правило, существует на многих предприятиях и дает тот результат, который мы описали. Внутренний страх наказания создает результат – сокрытие фактов возникновения проблемных ситуаций. Отличным решением может стать инструмент «Стол бриллиантов»: когда у сотрудника возник дефект (брак), он информирует об этом и ставит бракованное изделие на «стол бриллиантов», тем самым, запускает процесс работы над данной проблемой. За чистосердечное признание сотруднику ничего не будет, его включат в рабочую группу по работе над ситуацией. Это важное действие, ведь работники не виноваты в том, что происходит дефект - значит, существующая система дает сбой в плане качества и создает возможность такому произойти. Когда мы убираем наказания, сотрудники со временем переходят на начальный уровень вовлеченности.
Начальный уровень - когда сотрудники начинают сообщать о случившихся проблемах в ходе рабочего процесса. При продолжающейся работе с сотрудниками уровень вовлеченности растет. Средний уровень - когда сотрудники начинают информировать вас о возможностях появления проблем. Высокий уровень - когда сотрудники, кроме информирования о различных ситуациях, начинают предлагать вам конкретные решения, что необходимо сделать для улучшения текущей ситуации. К высшему уровню доверия необходимо идти постепенно через обучение, усиление интереса сотрудников с помощью системы мотивации, организации командной работы, ответственность и т.д.
И в проекте нам важно этот механизм запустить, а далее уже поддерживать его на системном уровне во всей компании.
Помогает повысить вовлеченность и формирование подхода под названием “завершенность собственной операции”: каждый отвечает за свою работу на своем рабочем месте, как за конечный продукт. И здесь необходимо соблюдать три правила: не производить, не принимать и не передавать дефектную продукцию. Важно знакомить работников с внутренними клиентами и поставщиками по всей цепочке процесса, проводя совместные встречи, чтобы на них все могли поделиться своими переживаниями и важными моментами в работе. Тогда каждый будет не просто выполнять свою операцию, а начнет осознавать, что работает в команде, и от каждого зависит общий результат работы компании.
И, конечно же, здесь нам помогают все те инструменты, которые мы рассмотрели во второй статье в 3 этапе пошагового алгоритма изменений (ссылку на статью). Можно с уверенностью сказать, что вы успешно справляетесь с вопросами повышения уровня качества, если ваши сотрудники повсеместно озвучивают свои проблемы и предлагают решения, активно участвуют в Кружках качества, активно участвуют в поиске первопричин и применяют в своей работе предупреждающие действия и «Пока-ёкэ» (профилактику ошибок).