Часто задаваемые вопросы о TWI

В статье собраны важные вопросы и ответы о методике TWI, которые помогут вам узнать подробно о способах и методах ее внедрения. Вы можете скачать PDF-файл, чтобы отдать вашим сотрудникам или коллегам.
Нажимайте на кнопку снизу и скачивайте ответы на вопросы о методике TWI
Вы можете поделиться этим файлом с сотрудниками и коллегами, а также просто распечатать для себя.
TWI - это система подготовки линейных руководителей по 3 базовым навыкам. Один из этих навыков - это система наставничества, то есть способность обучать, способность передавать свои знания, свои умения подчиненным. Второй навык - способность выявлять потери в процессе и оптимизировать операции, которые выполняются под руководством данного руководителя. Третий навык - навык лидерства, то есть способность быть не только формальным руководителем, но и неформальным лидером для своих подчиненных. Эти три навыка подходят абсолютно для любой сферы деятельности, абсолютно для любого предприятия, их сравнивают с тремя ножками от табурета - убери одну ножку, и конструкция будет очень шаткая и рухнет. Если мы хотим, чтобы руководитель был максимально эффективным, то у него должны быть прокачены все три навыка.

 Модули TWI не работают друг без друга или они могут быть самостоятельными?
Безусловно, все три модуля тесно взаимосвязаны, но, например, навыки лидерства - это основа для наставничества - люди не будут воспринимать тебя как наставника и придерживаться тех правил, которым ты их обучаешь, если не воспринимают тебя как авторитета и лидера. С другой стороны, если мы с вами оптимизировали операцию, то нам нужны навыки наставничества, чтобы обучить подчиненных работать по новой операции. При этом, деятельность по совершенствованию вовлекает большее количество людей, таким образом, она усиливает здоровые и продуктивные рабочие взаимоотношения. Она, в том числе, поднимает авторитет руководителя. Здесь очень тесно переплетен этот клубок, но каждый модуль самостоятельный - в зависимости от задач компании можно использовать именно тот, который необходим в данный момент.

С какого модуля лучше начать?
Это зависит от того, что больше «болит» в настоящий момент, от того, какую задачу нужно решать. Если операция слишком трудная, слишком длинная и сложная, то лучше начать с модуля “Совершенствование выполнения операций. Улучшение методов работы”. Если сотрудники не могут справиться с операцией, потому что они недостаточно квалифицированы, то нужно внедрять «наставничество». Если сотрудники не делают, потому что не мотивированы, потому что они саботируют, потому что плохие взаимоотношения в коллективе, то нужно начинать с модуля «лидерство» и, прежде всего, поднимать авторитет руководителя за счет управленческих компетенций.
Как TWI соотносится с другими бережливыми технологиями?
Система TWI прекрасно сочетается с различными инструментами. Здесь мы можем использовать, в качестве расшивки узкого места, второй модуль. Здесь же мы можем использовать систему наставничества, как систему обучения новых сотрудников. Система TWI качественно дополняет существующие инструменты и технологии в рамках направления бережливых технологий.
Пробовали внедрять технологию наставничества на основе TWI и не пошло. Какие еще технологии можно использовать? 
Инструментов огромное количество, если не пошло TWI - возьмите другие инструменты. Может инструмент использовался неправильно, так как изначально была неправильно диагностирована проблема. Чаще всего, инструмент не идёт, потому что его не корректно применяли, где-то была допущена ошибка с точки зрения внедрения. Надо разобраться почему не пошло, где забуксовали, и вот туда углубиться.

При обучении TWI есть ограничение по количеству человек- 10 участников в группе. С чем это связано? 
Лимит связан с тем, что обучение технологиям TWI - это очень практичный курс. Задача TWI, чтобы сотрудники после этого обучения вышли не просто ознакомившись, а чтобы у них выработался навык применения данных инструментов. В рамках модулей TWI - это конкретный 4х шаговый алгоритм. После обучения каждый сотрудник должен выйти с навыком применения этого алгоритма, а это возможно только если каждый прожил и лично на себе, на своих операциях, на своих примерах уже попрактиковал этот алгоритм. Если в группе будет больше 10 человек, это значит, что кто-то останется за бортом, он будет просто наблюдателем и у эксперта не будет времени и возможности поработать с каждым участником.

Если обучать наставников для небольшой компании, то 10 участников- это ОК, но у нас большая компания, около 12 тыс. сотрудников и наставников, соответственно, гораздо больше 10. Как быть в этом случае?
В этом случае можно подготовить внутренних экспертов. Мы предлагаем компаниям подготовить внутренних экспертов, и они уже начнут каскадирование внутри предприятия.
TWI- это только обучение или консультационная поддержка в рамках проекта тоже возможна?
Можно поступать по-разному. Это не только может быть обучение, где мы готовим внутренних тренеров, на самом деле, мы можем осуществлять и поддержку для тех людей, кого обучили, потому что в деятельности внутренних тренеров будут возникать сложные ситуации, и, чтобы поддержать их на первых порах, мы можем это сделать. Это одно направление - консультационная поддержка, помощь наставникам. Второе направление - участие в реальных проектах, в проектах, где мы обнаруживаем узкие места - конкретные операции, где требуется экспертное знание и обучение, как улучшить операцию.

В TWI есть технология, которая подходит для Кружков Качества. Можно поподробнее?
Есть Кружки Качества двух направлений. Первое - решение проблем; второе - совершенствование операций. Часто в компаниях сотрудники говорят, что у нас проблем нет, а дальше то что? Совершенствоваться, выявлять сложные операции в деятельности подразделения и, используя второй модуль TWI, делать разбивку операций, соответственно, улучшать способы выполнения работы.

Какие результаты можно ожидать после внедрения TWI?
Результаты можно ожидать в очень широком смысле слова, потому что эти модули затрагивают все процессы предприятия. Поэтому здесь может быть: сокращение времени производственного цикла,  повышение качества продукции, сокращение времени ввода в должность, сокращение количества несчастных случаев на производстве.
Есть ли возможность изучить TWI в онлайн формате?
Возможность есть. Главное, чтобы у участников была хорошая самоорганизация, чтобы они потом, изучив теорию, готовы были бы ее самостоятельно и активно внедрять на практике. Возможность есть в двух вариациях: во-первых, у нас есть записанный дистанционный курс, который можно приобрести и смотреть в удобное время, он качественно сделан: там проработаны тестовые задания, проработаны домашние задания, можно самостоятельно практиковаться, можно задать вопросы и пообщаться с экспертом. Вторая вариация - онлайн встречи с поддержкой эксперта, когда мы встречаемся в онлайне и отвечаем на какие-то вопросы, которые были непонятны, дополнительно прорабатываем, практикуемся в интерактивном формате на заданиях.

Не совсем понятно, о чем модуль про лидерство. Это про классические управленческие функции: постановка задач, мотивация, контроль?
И да и нет. Модуль лидерства состоит из двух частей. Во-первых, это базовые принципы выстраивания эффективных рабочих взаимоотношений - это включает в себя классические управленческие функции. Вторая часть - 4х шаговый алгоритм, который помогает найти максимально эффективные решения в сложной ситуации, которая связана с сотрудником.

Какие распространенные ошибки допускают компании при внедрении TWI?
Первое: за основу берутся уже существующие документы, а подготовительная часть, которая необходима, не делается. Почему это ошибка? Потому что документы, которые уже существуют и то, как операция выполняется в реальности, часто не совпадают. Следующая ошибка: описание операции делается «из кабинета», когда наставники говорят, что они прекрасно знают свою операцию, и по памяти пишут, как она выполняется. А потом приходится все переделывать, из-за недочетов операции. Нужно наблюдать за процессом, как это происходит в реальности, а не по каким-то старым документам. Ещё один момент - нужно идти тестировать операцию после ее описания: все ли ключевые моменты отображены, не  спотыкается ли  ученик, и только после тестирования мы понимаем, что можно брать за стандарт рабочей инструкции. Следующая ошибка: написанные инструкции применяют только для новых сотрудников, и забывают, что появились возможные изменения в этом стандарте и нужно  обучать не только новичков, но и тех сотрудников, которые сейчас работают, потому что операция немножко поменялась, и нам необходимо, чтобы все работали в рамках этого стандарта, а не только новички. Кроме того, не вводят систему аудитов для наставников. Когда мы обучили их системе TWI и полагаемся на их осознанность - люди скатываются к старому способу выполнения операции, и работа, которая была проделана до этого, не приносит результатов, поэтому нужно вводить определенный аудит.


Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая 5 программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.