TWI в корпорации LEGO: по каким критериям оценивают наставников

Вашему вниманию предлагается еще один отрывок из книги “Создание глобальной обучающей организации” (предыдущую статью “TWI в корпорации LEGO: как построить глобальную обучающую организацию” можно прочитать здесь). Книга описывает процесс разработки и внедрения единой методологии обучения на производстве в LEGO Group на площадках Дании, Венгрии, Мексики и Чехии. Эта амбициозная задача была выполнена благодаря технологии TWI, взятой за основу выстраиваемой системы внутреннего обучения.

Успех этого проекта во многом зависел от подбора и подготовки правильных людей в роли тренеров и наставников. На эти позиции был объявлен внутренний конкурс. Все кандидаты, подавшие заявку, проходили через процедуру структурированного интервью и выполнения нескольких практических заданий. Ниже дается перечень компетенций, которые оценивались у претендентов.

Данная таблица будет интересна не только читателям, уже знакомым с модулями TWI, но любому руководителю или специалисту, решающему задачу по выбору сотрудника на роль наставника. Однако, чтобы познакомиться с методикой TWI и уточнить для себя некоторые используемые в тексте термины, такие как “важный шаг” и “ключевая точка”, мы рекомендуем для начала прочитать статью “Как провести обучение на рабочем месте по технологии TWI”.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННИХ ТРЕНЕРОВ И НАСТАВНИКОВ В LEGO GROUP
Когнитивные навыки
Навыки наблюдения и анализа. Внимание к деталям.

Определение: Способность думать структурированно и системно. Способность собирать информацию, объединять части в логическую и понятную систему и затем доносить эту информацию структурированным, понятным способом.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    Не способен понять суть операции рабочего процесса и функции конкретного Важного шага, Ключевой точки и важность Причин ключевой точки

    Не уделяет должного внимания презентации информации эффективным способом

    Путает, упрощает или даже пропускает важные детали в процессе (Важные шаги, Ключевые точки, Причины ключевых точек); следовательно, он не эффективен при передаче знания

    Может растеряться от уточняющих вопросов; не уверен в корректности информации, которую донес
  • Средний уровень
    Более или менее способен понять операцию рабочего процесса и некоторые функции конкретного Важного шага, но в меньшей степени важность Причин ключевой точки

    Иногда уделяет внимание презентации информации эффективным способом, а иногда может отнестись к этому халатно

    Важные шаги, Ключевые точки и Причины ключевых точек процесса упоминает и презентует понятным способом и в правильном порядке

    Иногда может теряться от уточняющих вопросов, но уверен в корректности информации, которую донес
  • Великолепно
    Полностью понимает операцию рабочего процесса и функции конкретных Важных шагов и Ключевых точек и осознает важность Причин ключевых точек

    Всегда уделяет внимание презентации информации эффективным способом

    Все Важные шаги, Ключевые точки и Причины ключевых точек процесса озвучивает и презентует однозначно понятно и всегда в правильном порядке

    Не теряется от уточняющих вопросов; абсолютно уверен в корректности информации, которую донес
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Вербальная коммуникация
Определение: Способность передавать или сообщать информацию другому человеку вербально.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    Доносит информацию путано, нечетко, его трудно понять; допускает ошибки формального характера

    Коммуницирует плохо; не способен сформулировать свои мысли; не понятен смысл озвученного
  • Средний уровень
    Коммуникация на среднем уровне; обычно способен озвучить свои мысли и понятно формулировать вопросы

    Обладает средним словарным запасом, но не владеет и не применяет дополнительные инструменты для более эффективной коммуникации
  • Великолепно
    Великолепный коммуникатор; выражает свои мысли абсолютно четко и ясно

    Пользуется широким спектром вербальных и невербальных инструментов (повторение, яркий словарный запас, интонации, ударение и громкость, контакт глазами, выразительные жесты и т.д.) для более эффективной коммуникации; способен подстраивать свой личный стиль взаимодействия под характеристики партнера
Дополнительные критерии оценки вербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

структурированность (четкость и доступность для понимания)

содержание (насыщенность, точность в мелочах, конкретность информации)

внешние признаки передачи информации (словарный запас, артикуляция и произношение, грамматически правильная формулировка)

Невербальная коммуникация
Определение: способность передавать свое отношение и эмоциональное состояние (эмоции и чувства) другим людям с помощью инструментов невербальной коммуникации, таких как язык тела (мимика, жесты), модуляции голоса (интонация, громкость, ударение, ритм) и дистанция (управление личным пространством)

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    Его эмоциональные состояния не соответствуют партнеру и ситуации. Кандидат не вызывает доверия, скорее производит впечатление не честного и вводящего в заблуждение

    Редко демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации
  • Средний уровень
    Его эмоциональные состояния временами кажутся сбалансированными и соответствующими ситуации, но периодически   наблюдается противоречие между вербальной и невербальной коммуникацией

    Обычно демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации
  • Великолепно
    Его эмоциональные состояния кажутся хорошо сбалансированными и соответствуют партнеру и ситуации. Он производит впечатление человека, которому можно доверять.

    Всегда демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации
Дополнительные критерии оценки невербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

Подстраивание к партнеру по содержанию и стилю (соответствие мыслей словам, соответствие стиля коммуникации особенностям поведения партнера)

Способность привлекать внимание (заинтересовать партнера темой разговора с помощью стиля общения)

Социально-эмоциональная коммуникация (способность привлекать к себе внимание других, сбалансированное эмоциональное состояние, контакт глаз, жестикуляция и т.д.)

Социальная установка
Определение: установка в отношении к другим людям (позитивное/негативное) и степень проявления внимания, заботы, участия об интересах и благополучии других. Это часто проявляется в форме сотрудничества и способности адаптироваться и подстроиться под существующие обстоятельства в соответствии с требованиями и нуждами окружающих.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    Заботится только о своих собственных интересах и предлагает решения, которые противоположны нуждам других

    Обычно отклоняет мнение партнера или даже ставит под сомнение его правомерность. Очевидно, не склонен принимать во внимание и стараться понять чужую точку зрения

    Никак не проявляет любопытства или заинтересованности в мнении партнера

    Не заботится о том, как помочь другим; часто отказывает в просьбах и иногда раздражается, теряя терпение

    Отношение к окружающим обычно отрицательное, раздражительное или даже агрессивное. Не выказывает уважения при взаимодействии с другими людьми.
  • Средний уровень
    Делает попытки отыскать выгоду, учитывающую цели и интересы всех участников, способен принять соответствующее предложение

    Выражает свое понимание, но это не отражает истинное сопереживание

    Проявляет некоторый интерес к мнению и взглядам партнера

    Не выражает готовности помочь, однако, если попросить, то не откажет

    Не заинтересован в формировании и поддержании сбалансированных и психологически комфортных отношениях с окружающими
  • Великолепно
    Всегда ищет решения, которые будут выгодны всем участникам

    Обращает свое внимание на других и внимательно слушает их точку зрения. В основном его отношение к людям характеризуется добротой, терпением, принятием, толерантностью и почтительностью.

    Пытается понять точку зрения партнера, сопереживает, старается принять во внимание его или ее запросы

    Выказывает искреннюю заботу о благополучии окружающих. Активно демонстрирует готовность помочь, даже если его об этом не просят открыто.

    Уважительно относится к другим людям, вовлекая их в процесс взаимодействия

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
Уверенность в себе и лидерские качества (включая также способность оказывать влияние на других)

Определение: Способность доносить свое намерение и убеждать других в различных ситуациях. Реализуя личные цели, способность вести за собой группу людей, готовность быть лидером команды, готовность и способность оказывать влияние на других.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно 
    Не заинтересован и не способен руководить другим человеком или группой людей; предпочитает занимать пассивную позицию исполнителя

    Не заинтересован в том, чтобы тратить энергию на отстаивание своих интересов; обычно отказывается от своих намерений, сталкиваясь со сложностями

    В большинстве случаев его действия и поведение демонстрируют нерешительность, двусмысленность и отсутствие уверенности в себе

    Не способен повлиять на взгляды других с помощью убеждения; терпит неудачу склоняя других людей к какой-то идее или концепции
  • Средний уровень
    Демонстрирует изменчивость в желании и способности руководить другим человеком или группой людей; иногда склонен указывать другим направления деятельности и давать инструкции, но может и упускать это из-под своего контроля

    Колеблется отстаивать свои интересы, особенно когда чувствует сопротивление. Но выгодную для себя ситуацию берет под контроль

    Демонстрирует средний уровень уверенности в себе при необходимости отстаивать свои интересы, иногда проявляет нерешительность, высказывая свое мнение

    Успех в убеждении других людей в своих идеях переменный; кандидат использует некоторые приемы убеждения, но их не так много и его терпения не хватает надолго, особенно если чувствуется сопротивление
  • Великолепно
    Склонен использовать шанс в руководстве другим человеком (или конкретной группой людей) для достижения целей, которые в целом выгодны для обоих

    Есть мотивация и энергия, чтобы убедить в своих интересах, даже если чувствует сопротивление со стороны партнера

    Отличается уверенностью в себе, активной позицией и решительно высказывает свое мнение

    Способен склонить других на свою сторону, применяя навыки убеждения (разъяснения, подход к теме с разных точек зрения, ссылка на разумные доводы и собственный опыт и т.д.)

Отношение к работе
Мотивация на результат (включая целеустремленность и ответственность)

Определение: Способность целеустремленно двигаться к желаемому результату собственными силами, само мотивация на достижение результата, способность брать ответственность за свои действия.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    Не чувствует ответственности за решения, принимаемые в конкретных ситуациях, и отказывается разделять ответственность за общий конечный результат

    Не ставит перед собой мотивирующих целей; обычно определяет планируемый результат ниже уровня своих компетенций, что говорит о низком уровне стремления к достижению

    Не настойчив в достижении своих целей, когда сталкивается с трудностями

    Прилагает минимальные усилия для достижения приемлемых показателей
  • Средний уровень
    Удовлетворен решением, если оно привело его к благоприятному результату, берет ответственность только за свои успешные и выгодные действия; не готов нести ответственность за возможные ошибки

    Ставит реалистичные цели, соответствующие своим способностям, но эти цели не мотивируют кандидата на улучшение результата

    В некоторой степени кандидат пытается перетерпеть и справиться с трудностями, но в конечном счете склонен все бросить и выбрать более легкий путь

    Прикладывает усилия, достаточные для достижения средних результатов
  • Великолепно
    Гордится собой; чем лучше результат, тем больше мотивация на достижение; готов брать ответственность за свои действия

    Способен ставить реалистичные и амбициозные цели, обеспечивающие соответствующий уровень достижений

    Настойчив в достижении своих целей, даже когда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами; не пасует перед трудностями; усердно работает над достижением личных целей

    Вкладывается в работу для достижения высоких показателей

Стремление к познанию
Жажда знаний и инициатива

Определение: стремление вкладывать энергию и демонстрировать активность на всем протяжении выполнения задания или решения проблемы. Это включает в себя также желание поставить под сомнение данную ситуацию и существующие точки зрения, задаваясь вопросами, которые в перспективе могут привести к сдвигу в работе.

Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик

  • Недостаточно
    В ситуации изменений реагирует медленно, его комментарии немногословные и несущественные

    Его предложения и идеи расплывчатые и часто не по теме

    Редко отстаивает свою точку зрения и не задает уточняющих вопросов по другим предложениям

    Для него не имеет значения является ли он участником данной ситуации, вносит ли какой-то личностный и профессиональный вклад в конечный результат и при принятии решения

    Не играет активную роль в определенной ситуации; большую часть времени занимает пассивную позицию; не делится своими мыслями и идеями с другими и редко задает вопросы
  • Средний уровень
    Реагировать на изменение ситуации может по-разному; реакция замедлена, но принимает участие, если надо дать пояснения и комментарии

    Его предложения в некоторой степени схематичные, консервативные и обобщенные

    Обычно приводит доводы и аргументы в пользу своей точки зрения, но реже задает уточняющие вопросы по другим предложениям

    Уровень вовлеченности в ситуацию может меняться: то принимает активное участие, то становится скупым на действия

    Уровень инициативности варьируется; иногда готов делиться своими мыслями, но бывает, что высказывает свое мнение, только если его спросить
  • Великолепно
    В ситуации внезапного изменения реагирует мгновенно и профессионально

    Его мысли и идеи обычно существенные, креативные и аутентичные

    Не боится ставить под сомнение другие точки зрения, чтобы найти максимально эффективное решение и избежать возможных ошибок

    Жаждет принимать активное участие в ситуации, применяя свои знания и навыки

    Инициативность демонстрирует на постоянной основе: задает уточняющие вопросы, делится идеями, аргументированно высказывает свое мнение
В данной статье вы познакомились с компетенциями, которые корпорация LEGO считает необходимыми для своих внутренних тренеров и наставников.

Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая 5 программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.